На снимке семья Рыжакова Федора Ферапонтовича 1943 год. Столкнувшись впервые с народной песней семейских, невольно задаешься вопросом: а с чем ее можно сравнить? Какой из местных областных стилей русской народной музыкальной культуры наиболее ей близок? Первые слуховые впечатления дают нам право сказать, что самыми близкими семейскому стилю распева следует считать южнорусские традиции народного пения. Эта мысль весьма обоснованно поддерживается знатоком данных традиций, известным фольклористом В. М. Щуровым. Близость южнорусским традициям ощущается в самом ведении голосов. В семейском многоголосном распеве, так же как и в южнорусском, невозможно выделить основную мелодию в привычном понимании, исполняемую каким-то одним голосом. Мелодическое мышление народных певцов, представляющих оба певческих стиля, изначально многоголосно. В обоих случаях, как правило, запевает средний голос, но после запева мелодическая линия среднего голоса перестает быть ведущей. Мелодическая мысль развивается, свободно переходя от одного голоса к другому. Общие признаки можно заметить и в структуре многоголосия, в строении семейской и южнорусской хоровой партитуры. Так, например, в обоих стилях нередки случаи, когда высокие мужские голоса звучат реально выше низких женских или когда тесситура распева у мужских и женских голосов совпадает. В певческих ансамблях смешанного состава велика роль низких женских голосов. …Есть и еще одно свойство многоголосной фактуры семейских протяжных песен, сближающее их с южнорусскими. Это характерное для обоих стилей наличие в хоровой фактуре жестких диссонирующих вертикалей. … Значительное влияние на песенное творчество семейских оказала песенная культура казаков, это объясняется территориальной близостью семейских поселений к Забайкальскому казачьему войску, располагавшемуся на границе с Монголией и Китаем, и казачьим станицам, расположенным в Бурятии. Общение с казаками на протяжении нескольких веков сказалось у семейских в частичном заимствовании песенного репертуара, в необычайно высоко развитых традициях мужского ансамблевого пения, в особой роли верхнего выводящего мужского подголоска, осуществляющего подхват и орнаментальное интонационное ведение голоса, а иногда и стабилизирующего распев на выдержанном звуке, в схожести некоторых приемов подачи звука. Так, например, семейским, как и казакам, не свойственно широко раскрывать рот во время пения. Фактически при пении рот раскрыт не более чем при разговорной речи. При этом у тех и других сохраняется близкий, летучий, звонкий звук. Кроме названных, необходимо отметить еще один источник влияния на песенный стиль семейских. Как известно, до своего переселения в Сибирь часть семейских жила в конце XVII и начале XVIII века на территории Белоруссии, находившейся в то время под властью Польши. Культура и быт семейских носят следы влияния этих родственных славянских культур. В быту это выражается в обычае раскрашивать узорами или растительным орнаментом стены или потолки некоторых семейских домов, а также украшать резьбой наличники, ставни, ворота и другие детали дома. В народном творчестве об этом свидетельствуют бытующие в семейских селах украинские и белорусские песни. На это указывал и профессор Л.Е. Элиасов, говоря о песенном репертуаре семейских. Но еще важнее отметить элементы белорусского языка, встречающиеся в речи семейских, в особенностях их произношения… Все отмеченные элементы родства семейской певческой традиции с иными традициями общерусской народно-песенной культуры, важные для понимания самобытного стиля семейских песен, не затрагивают однако одной специфической их особенности, аналога которой в русской песенной традиции нет. Речь идет об аненайках, хомонии и хабувах — вставных дополнительных слогах и гласных в распеве слов, характерных для церковно-певческого обихода XVI—XVII веков. Особенно большой интерес для нас представляет применение хабув. Суть этого приема в том, что в слово для распева вставлялись дополнительные слоги, состоящие из гортанного «х» и гласной (ха, хе, хи и других), а также из гласных, предваряемых губным «у» (уа, уо, уе, уи). Оба варианта этого фонетического приема звукоподачи использовались и до сих пор еще используются исполнителями семейских песен. …Сходство приемов распевания текста в семейских песнях и в произведениях древнерусской профессиональной музыки (в частности, использование хабув) позволяет высказать одно принципиальное соображение. Обилие дополнительных слоговых вставок — этот специфический феномен и едва ли не главный стилевой признак народно-песенной традиции семейских — имеет, на наш взгляд, очевидный реликтовый характер. Семейский распев — единственная известная нам форма национальной певческой культуры, в которой сохраняются и продолжают жить некоторые элементы русского средневекового церковно-певческого искусства. Мы можем это утверждать, сравнивая образцы современного семейского распева с дошедшими до нас письменными памятниками древнерусской музыкальной культуры. В обоих случаях мы видим один и тот же тип многоголосной фактуры и родственный интонационный склад напевов. «Многоголосие московских мастеров пения во всех его видах — от простейшего ленточного до путевого — было мелодическим по своей природе, — писал Н.Д. Успенский. — Вертикали возникали лишь как следствие одновременного звучания нескольких горизонтально развивающихся мелодических голосов. Поэтому, чем многообразнее были горизонтали многоголосия, тем сложнее становилась и его вертикаль. Путевое пение достигало апогея этой сложности»10. Это наблюдение может быть в равной мере отнесено ко многим образцам русского народно-песенного многоголосия, и более всего — к его семейской ветви. … Певческая традиция семейских, таким образом, обладает для нас не только эстетической, но и исторической ценностью. Являясь реликтом эпохи расцвета древнерусской певческой культуры, семейская традиция донесла до наших дней не только элементы демественного пения (что подтверждается письменными музыкальными памятниками той же эпохи), но и дала возможность получить представление о наиболее старинных незафиксированных формах народно-песенного многоголосия. …Самобытные черты семейского распева в его современных формах с наибольшей полнотой раскрываются в исполнении протяжных песен. Напомним главное отличительное свойство семейского распева: это всегда многоголосный распев. Автору никогда не приходилось слышать исполнение протяжных песен в форме одиночного распева. Этим общим свойством определяется, в первую очередь, мелодический склад семейских протяжных песен. …Запевает, как правило, средний голос. Но после запева его мелодическая линия утрачивает главенствующее значение в напеве, становится более статичной и лишь задает общее направление движению напева, который перехватывается и развивается в партиях других голосов. Распев песни уподобляется ручью, впадающему в реку с весьма изменчивым руслом. Течение напева напоминает течение реки. Подобно реке он то сужается, то разливается необъятной ширью, и затем находит свое спокойное завершение в едином октавном унисоне, чтобы в последующих куплетах повториться новыми мелодическими разливами заиграть новыми красками многоголосного распева. Таким образом, мелодия семейской старинной песни рождается из совокупности различных мелодических линий, возникающих только в результате одновременного самостоятельного распевания текста песни двумя или несколькими исполнителями. Отсюда проистекает целый ряд специфических приемов многоголосного распева у семейских. О некоторых из них — огласовках, словообрывах, введении дополнительных междометий и частиц (вроде «да ли ну»), порой разрывающих слово, наконец, дополнительных слогах (типа «ха» или «явой»), которыми обрастают иногда почти все слоги распеваемого слова — уже говорилось. Назовем еще один прием, которым широко пользуются семейские при исполнении старинных протяжных песен. Это прием своего рода «текстовой полифонии» — свободной перестановки слов, а иногда и целых фраз, в партиях разных голосов в пределах одного куплета. В результате в нескольких голосах одновременно интонируется разный текст. Словесный текст песни — лишь канва, на которой искусные мастера «вышивают» ее настоящий «текст» — музыкальный. Образное держание песни, ее настроение и смысл создаются музыкальными средствами, раскрываются слушателям введении голосов, в звуковом богатстве подголосочно-полифонической ткани напева. Причем перечисленные выше приемы в большой степени обеспечивают это звуковое богатство. Их функциональное назначение состоит в том, чтобы почти каждый звук интонируемого в разных голосах мелодического мотива получал дополнительную опору во вставных слогах . …Разрыв интонируемого слова, когда певец намеренно берет дыхание посреди слова, является эстетически осознанным композиционным приемом. Смысл его в том, чтобы создать дополнительные ритмические ударные слоги, на которых возможно вступление любого голоса, а иногда и нескольких голосов. Той же цели служат и вводимые в распев междометия, соответствующие границам метрических долей. Заботой о композиционном строении распева, строго регламентированного во времени, вызваны и приемы вступления подголосков с любого слога распеваемого слова. Характерные особенности семейского распева в большой степени определяются приемами голосоведения. Здесь очень важен принятый у семейских порядок последовательного включения подголосков в распев. В каждом семейском фольклорном ансамбле или хоре этот порядок обычно довольно стабилен, поскольку установлен он в процессе многолетней совместной певческой практики. Функции между участниками ансамбля строго определены: каждый достаточно точно знает свое место в многоголосной конструкции и время включения в распев. Традиционный порядок вступления одних голосов и соответствующего паузирования других чаще всего следующий. Если зачин исполняет средний голос ансамбля, то следующий за ним по порядку обычно более высокий, осуществляет захват (то есть подключение первого подголоска, функция которого состоит в том, чтобы стабилизировать напев после зачина). В трехголосном ансамбле включение последнего полголоска в распев — подхват — осуществляется обычно исполнителем с низким голосом. При большем составе исполнителей порядок вступления подхватывающих подголосков допускает варьирование по куплетам и нижний голос может вступать позднее других. … Владение приемом паузирования в семейском многоголосном распеве — признак большого мастерства исполнителей. Они должны чувствовать полифоническую природу многоголосного распева и обладать чувством меры, умением выждать свое время включения в распев. … Важную конструктивную и эстетическую функцию выполняют в семейском распеве приемы перекрещивания голосов. Выведение подголоска из общей многоголосной фактуры в тесситурно более высокую сферу распева делает более отчетливым его индивидуальный мелодический рисунок на фоне звучания других голосов, после чего певец снова уводит свой подголосок в нижнюю сферу распева, уступая место следующему исполнителю. Благодаря такому чередованию «вывода» и «увода» подголосков осуществляется композиционное становление многоголосного целого, характерное, в основном, для средней, развивающей части распева. Перекрещивание мелодических линий в партиях разных голосов возможно как внутри одного куплета, так и на протяжении ряда куплетов, отчего голосоведение приобретает ярко выраженный импровизационный характер. Иной тип перекрещивания голосов возникает в том случае, когда певцы, занимающие соседние, по высоте, зоны распева имеют приблизительно равные тесситурные возможности. Тогда используется прием перемены местами мелодических линий в соседних партиях на короткое время.